Международный франчайзинг
Эта форма международной предпринимательской деятельности в современных условиях приобретает особое значение. Ускоренное освоение современных индустриальных производств с привлечением передовых зарубежных технологий, авангардного опыта организации хозяйствования превращается в значимый фактор ускорения экономического роста, внедрения новейших технологий в особенности в менее развитых странах. Франчайзинг тесно связан с промышленной собственностью, исключительным правом воспроизводства новых технологических решений, что защищается в правовом и экономико-финансовом отношении товарным знаком (брендом), юридическим держателем которого являются соответствующие предприятия, фирмы, компании. Как таковые, они обладают всеми правами и преимуществами, обеспечиваемыми этим товарным знаком, несут соответствующую юридическую и экономическую ответственность.
На практике предоставление (продажа) инофирмой франчайзером товарного знака означает приобретение технологии производства применяемой известной продуцентом с обязательством обеспечения должного качества изделий, а тем самым успешного позиционирования на национальном внутреннем и на мировых товарных рынках. Обычно это связанно с инвестициями в соответствующее производство. Как правило, при выпуске готовой продукции, особенно машин и оборудования, транспортных средств, гражданских самолетов, франчайзер в интересах поддержания качества товаров, защищенных его товарным знаком, осуществляет первоначально поставку комплектующих, узлов, деталей и т.д.
Особая роль франчайзинга как формы международного сотрудничества связана с деятельностью ТНК: вступая в контакты с национальными предприятиями принимающей стороны, предоставляют им на возможных условиях свой товарный знак, обеспеченный высокими качественными характеристиками выпускаемых изделий, получающих реальные конкурентные преимущества на рынке в силу известности фирмы-франчайзера, ее высокого имиджа, обусловливающих предпочтение потребителей. Важнейшим условием договора франчайзинга является обязательство стороны, приобретающей знак — франшизу — обеспечить соответствующее качество продукции, что договорно закрепляется правовой и экономической ответственностью. В качестве франчайзеров выступают обычно известные фирмы, пользующиеся международным признанием, владеющие передовыми технологиями, имеющие опыт организации производства, располагающие высококвалифицированными кадрами. Это позволяет в короткие сроки наладить производство, устойчиво позиционировать продукцию на рынке. Международные франчайзинговые соглашения превращаются в серьезный рычаг реструктуризации экономики, прежде всего развивающихся стран, становятся практическим проявлением глобализации мирохозяйственных связей: во многих странах в рамках франчайзинга предусматривается использование в принимающих странах уже имеющихся мощностей и производств с их последующей существенной модернизацией и обновлением. Условиями соглашения предусматривается выплата франчайзеру вознаграждения, как правило, в двух видах:
• единовременно при заключении договора в виде совокупной суммы, называемой «входной платой»;
• по частям, в оговоренном проценте к этой сумме (25% — при подписании соглашения; 25% — по завершении обучения персонала; 25% — после ввода в эксплуатацию основного объекта предприятия; 25% — по реализации масштабной партии продукции и т.п.).
Осуществляются и последующие периодические платежи — «роялти» от суммы продаж продукции (товаров, услуг, работ) в виде отчислений в согласованном проценте от оборота, прибыли и т.п. Возможен также вариант оплаты по товарной шкале в виде фиксированных сумм в установленные договором сроки.
Положительный опыт международного сотрудничества на условиях франчайзинга накапливается в России: в предыдущие годы — с компаниями «Макдоналдс», «Вим Биль Дан»; в настоящее время осуществляется перспективный проект с японской автомобильной компанией «Тойота», предусматривающий ввод в эксплуатацию сборного автозавода под Санкт-Петербургом. Предполагается уже в ближайшие годы выпуск новейшей европейской модели легкового автомобиля «Тойота» (от 2 тыс. в 2005 г. до 5 тыс. к 2007 г. и до 200 тыс. автомобилей в перспективе). Сборка автомобилей первоначально будет осуществляться из импортных комплектующих. Имеется в виду разработка внедрения инновационных технологий, программа обучения персонала и современного менеджмента. В рамках договора инвестиции компании франчайзера уже составили около 170 млн долл. США. Подобные решения создают обнадеживающие перспективы для российской автомобильной промышленности. Многие из них находятся в стадии реализации с другими ведущими иностранными автомобильными компаниями. При этом, как правило, в дальнейшем намечается наращивание поставок комплектующих отечественными предприятиями. По некоторым оценкам, выпуск автомобилей на условиях франчайзинга в России к 2010 г. может достичь 700 тыс. штук в год.
Похожие работы:
- Международный франчайзинг
Эта форма международной предпринимательской деятельности в современных условиях приобретает особое значение. Ускоренное освоение современных индустриальных производств с привлечением передовых зарубеж...
- Франчайзинг как современная контрактная форма осуществления инвестиций
Среди контрактных форм в сфере инвестиций особый интерес представляет договор франчайзинга, используемый в последние годы и в РФ.
Корни франчайзинга усматривают в эпохе Средневековья, когда король пр...
- Международный факторинг
Параллельно с возникновением в России рынка лизинговых услуг постепенно формируется на финансовом рынке специальный сектор факторинговых операций (см. приложение 14). В практике международной торговли...
- Международный договор как источник международного права
Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. определяет договор как международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, незав...
- Международный кредит: сущность и основные формы
Международный кредит - разновидность экономической категории «кредит». Это – движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных р...